Названы риски покупки техники малоизвестных производителей

Эксперты Центра цифровой экспертизы Роскачества предупредили, что дешевая техника от малоизвестных брендов может представлять потенциальную угрозу для пользователей.
В недорогих устройствах, включая смартфоны, акустику и веб-камеры, возможно наличие предустановленного вредоносного программного обеспечения или так называемых «бэкдоров» — скрытых механизмов удаленного доступа.
Эти элементы могут внедряться еще на производстве, в том числе через некачественные или небезопасные комплектующие. Даже при отсутствии умысла со стороны бренда использование подобных компонентов создает риск несанкционированного доступа к устройству и утечки данных.
«Умная» бытовая техника, приобретенная по низкой цене, может использоваться для скрытого сбора информации: записи аудио- и видеоматериалов, отслеживания геолокации и анализа поведения пользователя.
Собранные данные часто передаются третьим лицам для маркетинговых целей, но также могут применяться для кибератак или предлагаться на теневых интернет-площадках.
Среди основных проблем недорогой техники — отсутствие авторизованных сервисных центров и доступных запчастей. Это приводит к тому, что при поломке устройство нередко оказывается неремонтопригодным.
Гарантийные обязательства в таких случаях фактически носят формальный характер: сервисные центры в России могут отсутствовать, а ремонт предлагается производить в стране изготовителя, что предполагает высокие затраты на пересылку и длительные сроки.
«Учитывая, что по действующему российскому законодательству, а именно ст. 18 и 19 Закона РФ «О защите прав потребителей», требования в отношении обнаруженных недостатков товара можно предъявить по своему выбору продавцу, изготовителю, уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий организации или импортеру, именно данное лицо при обращении к нему потребителя обязано принять товар и при необходимости провести его диагностику», — подчеркнул директор департамента защиты прав потребителей Роскачества Игорь Поздняков.
Чтобы избежать проблем, эксперт рекомендует перед покупкой уточнять, зарегистрированы ли в России юридические лица, ответственные за обслуживание и гарантию.
Фото: Татьяна Воробьева/ForPost