Эксперты оценили цифровую грамотность жителей России, Белоруссии и Казахстана
Аналитический центр НАФИ провел исследование в честь Всемирного дня компьютерной грамотности, в рамках которого специалисты сравнили уровень цифровых компетенций жителей России, Казахстана и Белоруссии. Выяснилось, что продвинутым уровнем грамотности могут похвастаться россияне.
Исследование охватывало ключевые аспекты цифровых компетенций: информационная грамотность (навыки поиска и работы с информацией, медиаресурсами), коммуникативная грамотность (умение пользоваться цифровыми инструментами для общения), навыки создания цифрового контента, цифровая безопасность и навыки решения проблем в цифровой среде.
Выявлены три уровня владения цифровыми навыками: начальный, базовый и продвинутый. В России доля граждан с продвинутым уровнем цифровой грамотности составляет 31%, в Казахстане и Белоруссии — по 28%. Общий уровень цифровой грамотности в трех странах примерно одинаков, большинство граждан имеют начальные или базовые навыки.
Несмотря на схожий уровень владения цифровыми технологиями, есть значительные отличия в отдельных цифровых компетенциях. В России и Казахстане лучше развиты навыки работы с информацией и медиа, тогда как в Белоруссии — навыки цифровой коммуникации и создания контента, а также цифровая безопасность.
Основные проблемы информационной грамотности включают оценку достоверности информации и поиск нужной информации в интернете. В компетенциях цифровой коммуникации выявлены трудности в организации совместной работы над документами и использовании финансовых услуг в интернете.
Недостаток навыков создания цифрового контента объясняют низким знанием авторского права и настроек ПО. В сфере цифровой безопасности основные проблемы связаны с распознаванием социальной инженерии и защитой персональных данных.
Навыки решения проблем в цифровой среде, в свою очередь, требуют улучшения в применении мобильных приложений и мотивации к освоению новых технологий.
Фото: freepik.com