Как это работает: электронная подпись
Электронная подпись – полезное нововведение, которое появилось в практике предпринимательского сообщества с переходом документооборота в цифровое пространство. С ее помощью жизнь владельцев компаний стала менее забюрократизированной, ведь теперь важные документы можно подписывать дистанционно, без личного присутствия. А в некоторых сферах деятельности иметь электронный автограф теперь попросту обязательно. Как работает электронная подпись, зачем она нужна и где ее получить.
Выдачей электронных подписей занимаются специальные удостоверяющие центры, крупнейший из которых − УЦ «Основание», созданный при участии дочерней компании Госкорпорации Ростех «РТ-Проектные технологии».
В обозримом будущем получить электронную подпись можно будет и за границей, что значительно расширяет возможности бизнеса и международного сотрудничества.
Ключ к госзакупкам и не только
Как гласит народная мудрость, без бумажки ты никто, а неподписанная бумажка силы не имеет. Особо важные документы и сегодня подписываются при свидетеле – нотариусе, который заверяет подписи сторон.
Но как быть, если документы созданы, «живут» и перемещаются в цифровом пространстве? Значит нужна электронная подпись и такие же цифровые нотариусы, уполномоченные подтверждать ее.
Электронная подпись (ЭП) – это аналог нашей личной подписи для подтверждения документов в интернете, который приравнивает цифровой документ к бумажному.
Отчеты в контролирующие органы, электронный документооборот, электронные торги, заключение сделок онлайн, доступ к государственным ресурсам – все это сегодня невозможно без электронного автографа. ЭП позволяет узнать, кто и когда подписал документ, а также были ли у него на это права.
Электронные подписи, согласно закону России, могут быть трех видов
Простая электронная подпись (ПЭП) – самый доступный вид, по сути, это логин и пароль, с которым вы заходите на сайт банка или «Госуслуг».
Неквалифицированная электронная подпись (НЭП) – чуть более сложный вариант, в создании которого уже применяются шифровальные алгоритмы. Оформить ее можно на тех же «Госуслугах» или с помощью несертифицированных бесплатных сервисов, поэтому она менее надежна, чем следующий вид.
Квалифицированную электронную подпись (КЭП) можно получить только в аккредитованных Минцифры центрах, а создается она с помощью алгоритмов, сертифицированных ФСБ РФ. Именно КЭП нужна для участия в торгах, сдачи отчетности в госорганы, сделок с недвижимостью и других важных дел.
Без бумажной волокиты
Оценить преимущества электронной подписи можно, вспомнив собственный опыт общения с бюрократической системой или отрывки из старых фильмов, где сотрудники бегают за подписями по этажам контор и возят на тележках кипы документов. С переходом документооборота в «цифру» все меняется.
Во-первых, вы можете подписывать документы и обмениваться ими удаленно из любой точки земного шара и в любой момент, что добавляет динамики и удобства во многие процессы. Кроме того, вы экономите бумагу, средства на печать, пространство для хранения бумажных документов и время работы с ними.
Во-вторых, ЭП невозможно подделать. Если ручная подпись умелым человеком копируется на раз и доказать авторство сможет только экспертиза, то изменения в документе с электронной подписью автоматически делают его недействительным.
Кроме того, сегодня без квалифицированной электронной подписи предприниматели не могут участвовать в государственных закупках, которые проводятся только в электронном виде, представлять отчетность в ФНС, ПФР, ФСС и другие контролирующие органы.
Электронная подпись упрощает работу с государственными информационными системами (Росимущество, Роскомнадзор и т.д.), а в частной жизни вы можете электронно «подмахнуть», например, заявку на поступление в вуз, налоговую декларацию, отправить заявку в Роспатент и т.п.
Аккредитован удостоверять
Чаще всего в качестве носителя электронной подписи выступает привычная всем USB-флешка (ее еще называют токеном). На ней записан файл, сгенерированный специальной программой с использованием криптографических алгоритмов. Вместе с ЭП вы получаете комплект программ, необходимых для установки на устройство, посредством которого вы будете подписывать документы.
Выдается электронная подпись в удостоверяющих центрах, и получать ее необходимо лично − дистанционно ЭП выдают только мошенники. До 2021 года в стране действовало около полутысячи УЦ, но затем требования Минцифры РФ к центрам усложнились, и их количество сократилось.
Удостоверяющий центр «Основание» (АО «Аналитический Центр»), созданный компанией «РТ-Проектные технологии» Госкорпорации Ростех совместно с группой компаний «Селдон» − один из крупнейших в стране.
Он имеет статус доверенного лица Федеральной налоговой службы, свидетельство Минкомсвязи и лицензию ФСБ. В проекте задействованы разработки Ростеха, которые ранее использовались в крупных федеральных информационных системах, таких как Единый агрегатор торговли «Березка» и Единая информационная система закупок.
Все это позволяет центру обеспечивать граждан цифровыми средствами идентификации и аутентификации более чем в 200 точках выдачи в крупных городах страны.
В ближайшем времени получить квалифицированную электронную подпись смогут и наши соотечественники, проживающие за рубежом. По словам гендиректора «РТ-Проектные технологии» Олега Менжинского, первым партнером в выдаче КЭП станет Белоруссия, в перспективе – расширение до семи-девяти стран.
Выдавать флешки с подписями будут в представительствах УЦ «Основание» при посольствах и консульствах РФ. Это решение значительно упростит жизнь россиянам за границей, а следующий шаг – выдача электронных подписей гражданам других государств. Такое трансграничное цифровое взаимодействие открывает новые перспективы для рынка.
Источник: Ростех
Фото: Удостоверяющий центр «Основание»