Виртуальные аватары, протесты и киберсекс: в России задумались о регулировании метавселенной

Научно-технический центр (НТЦ) ГРЧЦ, входящий в состав Роскомнадзора, провёл исследование метавселенных и выделил основные риски, связанные с развитием виртуальных миров. Одни эксперты считают выводы исследователей преувеличением, другие же согласны с необходимостью создать отдельные нормы регулирования цифровых пространств.
Что такое метавселенная, пока не знает никто. Точнее, тех, кто говорит, что знает, много, но трактовки разные, и непонятно, с кем соглашаться. Наиболее простым и понятным кажется сравнение метавселенной с фильмом «Матрица», с той только разницей, что в кино виртуальный и реальный миры противостояли друг другу, а в предлагаемом нам будущем они должны будут жить в симбиозе.
Понятие «метавселенная» предполагает наличие новой цифровой инфраструктуры, которая похожа на сеть Интернет и находится в виртуальном мире.

Простой пример. Человек, надевший 3D-шлем, зашел в виртуальное пространство, выбрал пиджак, который ему нужен, померял — и через час в реальном мире этот пиджак ему привез курьер.
Или наоборот: идя по реальной улице, человек останавливается возле билборда, рекламирующего производителя одежды, кивает билборду, сканер снимает мерки, и вечером домой заказчику привозят пиджак, сшитый непосредственно на него.
Или совсем другое. Уже сегодня производители той же одежды и производители машин внедряют свою продукцию в компьютерные игры. И чем больше человечество будет погружаться в виртуальный мир, тем больше вероятность, что люди начнут тратить реальные деньги — и немалые — на покупку виртуальных вещей.
Принцип-то остается прежним: «Смотрите, я надел на себя Ralph Lauren и сел в свой Maserati — я могу себе это позволить». Просто смотреть на это будут не сотни и тысячи реальных, а миллионы виртуальных глаз, и зависть в них останется той же. Цель достигнута, пишет портал bfm.ru.

Проблема нынешних зародышей метавселенных в их разрозненности. Ты не можешь на своем виртуальном Maserati переехать из одной игры в другую. Полноценная метавселенная предполагает то, что такая возможность у человека будет. Точнее, не у человека, а у его 3D-аватара.
И вот это размытие границ как внутри виртуального мира, так и между ним и реальностью настораживает авторов исследования одного из научно-технических центров Роскомнадзора.
С развитием таких платформ, говорят в ГРЧЦ, активизируются торговые операции с использованием цифровых валют, а значит, есть риск возникновения нового канала распространения наркотических веществ.
Ещё одним фактором риска исследователи указали новые форматы политической активности, включая агитацию, пропаганду и протестные акции. Виртуальные аватары тоже представляют собой определённую угрозу: связанные с ними личные данные пользователей могут стать объектом копирования или кражи.
Появление же в перспективе устройств для управления тактильным восприятием может повлечь злоупотребления, связанные с развлечениями интимного характера, а также риск вовлечения несовершеннолетних.
Мнения российских экспертов по данному вопросу расходятся. Исполнительный директор технологической практики PwC в России Артем Семенихин считает, что никаких новых рисков метавселенные не несут, и противодействие всем негативным эффектам уже ведётся: речь идёт о дезинформации, возрастной цензуре, цифровой идентичности и цифровом рубле.
А вот юрист АБ Criminal Defense Даниил Горьков считает, что отдельный законопроект для метавселенных всё-таки необходим, поскольку системы кибербезопасности неспособны самостоятельно устранить все риски для пользователей.
Директор по разработкам и исследованиям коммуникационного агентства Сros Ксения Касьянова согласна, что такие опасения обоснованны, но она считает, что часть проблем урегулирует сам рынок, а потом и государство вмешается.

Фото: pexels.com, unsplash.com
1,664 Всего просмотров, 7 Просмотров за сегодня
1,665 Всего просмотров, 8 Просмотров за сегодня
1,666 Всего просмотров, 9 Просмотров за сегодня