Российские ученые объяснили стереотип «раньше было лучше»

Сибирские исследователи изучили причины, по которым тема прошлого вызывает неизменный интерес в обществе. По мнению ученых, когда мы говорим об историческом прошлом, мы имеем дело не с одним объектом, а как минимум с тремя.
Доцент кафедры философии СФУ Григорий Илларионов объяснил, что «первый объект- это история, то есть само прошлое, объективное и нейтральное.
Это процессы, сделавшие нас теми, кто мы есть. Прошлое, которое стремятся познать профессиональные историки, и которое в значительной степени находится за пределами наших способностей к познанию просто потому, что мы не можем в буквальном смысле слова вернуться в ту реальность и своими глазами узреть, что происходило, скажем, тысячу лет назад.
Второй объект, по его словам, это традиция — то, что пришло к нам из прошлого передано в виде каких-то знаний, принятых в обществе способов коммуникации и материальных объектов.
«И третье — «культурная память» — все что мы помним о прошлом. Культурная память ни в коем случае не тождественна самому прошлому.
«Мы полагаем, что конфликты вокруг прошлого чаще всего вызваны осознанным или неосознанным смешением этих объектов, или выдачей одного за другое», — добавил Илларионов.
Люди часто принимают «культурную память» за историю, и прошлое становится не тем, что было, а тем, что о нем помнят, считает ученый.
Примером такого искажения он назвал ныне происходящую «гражданскую войну исторической памяти». Сторонники таких мифологических образов, как эпос о великих победах и великих стройках СССР, по его словам, «сталкиваются с адептами антиутопических сюжетов о тоталитаризме, массовых репрессиях и страхе».
«Эти и многие другие картины прошлого, являющиеся скорее мифами и архетипами, принимаются массовым сознанием за реальную историю, а их противоречия генерируют конфликты и разрывы в общественном сознании», — цитирует пресс-служба СФУ.
Как только люди научились создавать тексты — зафиксировали передававшиеся ранее из уст в уста мифы, легенды, создали героические эпосы, отношения с прошлым стали опосредованными.
Носителем прошлого оказался уже не сам рассказчик, а произведения, тексты. В результате постепенного развития средств коммуникации, прошлое перестало восприниматься естественно.
«Связь с прошлым осуществляется теперь через посредника — текст, изображение, набор символов и кодов. Прошлое воспринимается как внешнее, не являющееся частью нас самих», — добавил исследователь.

Говоря об особенностях отношения людей к прошлому в настоящее время, ученые отмечают значительную роль средств массовой коммуникации, в первую очередь Интернета.
«
Большое количество каналов массовой коммуникации и учёных, и людей, далёких от науки, лишает возможности различить реальное прошлое, ложные воспоминания о нём, реальные или мнимые традиции, обоснованные исторические претензии и фиктивные конструкты. Мы ежедневно сталкиваемся на телевидении и в Интернете с таким понятием, как фейк — ложное высказывание. Поэтому некоторые социологи и философы говорят о наступлении эпохи посттрадиционности. Это значит, что прошлое может оказаться окончательно потерянным и недоступным для нас. Его заслонят сиюминутные тренды, желания и ложные воспоминания»— подвёл итог Григорий Илларионов.
Источник: news.sfu-kras.ru
1,362 Всего просмотров, 2 Просмотров за сегодня
1,363 Всего просмотров, 3 Просмотров за сегодня
1,364 Всего просмотров, 4 Просмотров за сегодня