Российские ученые объяснили стереотип «раньше было лучше»

23-07-2021 10:30

Сибирские исследователи изучили причины, по которым тема прошлого вызывает неизменный интерес в обществе. По мнению ученых, когда мы говорим об историческом прошлом, мы имеем дело не с одним объектом, а как минимум с тремя.

Доцент кафедры философии СФУ Григорий Илларионов объяснил, что «первый объект- это история, то есть само прошлое, объективное и нейтральное.

Это процессы, сделавшие нас теми, кто мы есть. Прошлое, которое стремятся познать профессиональные историки, и которое в значительной степени находится за пределами наших способностей к познанию просто потому, что мы не можем в буквальном смысле слова вернуться в ту реальность и своими глазами узреть, что происходило, скажем, тысячу лет назад.

Второй объект, по его словам, это традиция — то, что пришло к нам из прошлого передано в виде каких-то знаний, принятых в обществе способов коммуникации и материальных объектов.

«И третье — «культурная память» — все что мы помним о прошлом. Культурная память ни в коем случае не тождественна самому прошлому.

«Мы полагаем, что конфликты вокруг прошлого чаще всего вызваны осознанным или неосознанным смешением этих объектов, или выдачей одного за другое», — добавил Илларионов.

Люди часто принимают «культурную память» за историю, и прошлое становится не тем, что было, а тем, что о нем помнят, считает ученый.

Примером такого искажения он назвал ныне происходящую «гражданскую войну исторической памяти». Сторонники таких мифологических образов, как эпос о великих победах и великих стройках СССР, по его словам, «сталкиваются с адептами антиутопических сюжетов о тоталитаризме, массовых репрессиях и страхе».

«Эти и многие другие картины прошлого, являющиеся скорее мифами и архетипами, принимаются массовым сознанием за реальную историю, а их противоречия генерируют конфликты и разрывы в общественном сознании», — цитирует пресс-служба СФУ.

Как только люди научились создавать тексты — зафиксировали передававшиеся ранее из уст в уста мифы, легенды, создали героические эпосы, отношения с прошлым стали опосредованными.

Носителем прошлого оказался уже не сам рассказчик, а произведения, тексты. В результате постепенного развития средств коммуникации, прошлое перестало восприниматься естественно.

«Связь с прошлым осуществляется теперь через посредника — текст, изображение, набор символов и кодов. Прошлое воспринимается как внешнее, не являющееся частью нас самих», — добавил исследователь.

Говоря об особенностях отношения людей к прошлому в настоящее время, ученые отмечают значительную роль средств массовой коммуникации, в первую очередь Интернета.

«Большое количество каналов массовой коммуникации и учёных, и людей, далёких от науки, лишает возможности различить реальное прошлое, ложные воспоминания о нём, реальные или мнимые традиции, обоснованные исторические претензии и фиктивные конструкты. Мы ежедневно сталкиваемся на телевидении и в Интернете с таким понятием, как фейк — ложное высказывание. Поэтому некоторые социологи и философы говорят о наступлении эпохи посттрадиционности. Это значит, что прошлое может оказаться окончательно потерянным и недоступным для нас. Его заслонят сиюминутные тренды, желания и ложные воспоминания» — подвёл итог Григорий Илларионов.

Источник: news.sfu-kras.ru

 961 Всего просмотров,  1 Просмотров за сегодня

 962 Всего просмотров,  2 Просмотров за сегодня

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

 963 Всего просмотров,  3 Просмотров за сегодня