Не WhatsApp’ом единым: почему в мире столько мессенджеров и кто их использует

25-03-2021 12:38

Средств связи и общения сегодня много. Даже слишком много. Одних только мессенджеров — более сотни. Есть супер-безопасные мессенджеры (Briar, Threema), есть «мессенджеры одной страны» (Line в Японии, Imo в Таджикистане), есть целые экосистемы типа китайского WeChat. Каждый из них хорош для своих целей — например, Imo пользуется популярностью, потому что позволяет совершать видеозвонки даже при очень плохом соединении; для Таджикистана это насущная проблема. А Briar используют те, кто помешан на безопасности — чтобы завести в нем новый контакт, придется встретиться лично и обменяться QR-кодами.

По возрасту аудитория тоже делится, и весьма заметно. Мессенджеры ничем не отличаются от любого другого продукта – коммуникационного, развлекательного или какого-то еще. Поэтому логично, что люди разного возраста используют разные мессенджеры.

Из самых популярных у россиян мессенджеров — WhatsApp, Telegram, Viber — у последнего аудитория самая «возрастная». Telegram, напротив, привлекает молодежь, в основном за счет бунтарского духа его создателя, который явно делал продукт «под себя».

Причем возраст в данном случае – понятие относительное, и речь идет не столько о паспортном возрасте, сколько о том, в какой среде общается человек и как себя ощущает. Материальное положение не играет особой роли. «Мессенджера для богатых» пока не придумали и вряд ли он когда-либо появится.

Хотя не исключено, что у сильных мира сего есть свои способы связи, просто мы о них никогда не узнаем. Впрочем, все постоянно развивается, и появляются новые продукты, каждый из которых нацелен на свою аудиторию.

Да и у «мессенджера для настоящих мужчин/женщин» нет особых перспектив. Мессенджер нужен для того, чтобы можно было написать всем друзьям и знакомым, а если половина из них окажутся недоступны, потому что они просто не того пола — в чем смысл?

В конце концов, если так уж хочется сделать свой «VIP-клуб», можно просто собрать всех нужных людей в закрытом чате. А пока людям достаточно и простой возможности выбирать круг общения на свое усмотрение, как в реальной жизни.

Как разработчикам мессенджера привлечь внимание своей аудитории – это отдельный вопрос. Ведь любой мессенджер – это совершенно утилитарный продукт, в нем ничего не должно притягивать внимания.

Хороший мессенджер тем и отличается от плохого, что вы не должны к нему как-то особенно привыкать. Как же тогда выделиться среди конкурентов?

Здесь поможет репутация и мнение тех, кто уже начал использовать какой-то новый мессенджер. Чем лучше впечатление, тем больше знакомых человек захочет собрать в этом коммуникационном пространстве.

Чем легче пройдет знакомство с интерфейсом, тем вероятнее человек захочет остаться именно в этом мессенджере надолго. Правда, эта обманчивая легкость обычно стоит сотен часов мучений разработчиков и тестеров, но пользователю об этом знать необязательно.

При выборе мессенджера для постоянного использования в основном работает сила окружения. Если вокруг все пользуются WhatsApp, то нет никакого смысла ставить что-то другое. Но мода на мессенджеры, как бы странно это ни звучало, постоянно меняется.

Примером следования этой моде можно считать быстрое распространение Telegram. В определенный момент «моде на Telegram» сильно поспособствовал Роскомнадзор, которому захотелось его заблокировать.

В итоге про этот сервис узнали и заинтересовались им даже люди, которым он в принципе никогда не был нужен. Получилась хоть и специфическая, но все же реклама.

Функционал мессенджера также влияет на его популярность, но он на втором месте после силы окружения. Даже если ваш любимый сервис будет нежно будить вас по утрам и рассказывать сказки на ночь, совершенно не факт, что вашим друзьям нужно то же самое.

Самый простой выход из этой ситуации — поставить несколько мессенджеров, что мы все и делаем, потому что хотя в базе все мессенджеры очень похожи, в деталях функционала есть серьезные различия. Например, в Gem4me можно покупать и продавать, не выходя из мессенджера, но это тоже нужно далеко не всем.

Современные люди ценят экономию времени. Дел, которые надо или хочется успеть, становится все больше, а времени — нет. Поэтому любое приложение, которое сумеет сэкономить хотя бы малую толику этого времени, точно понравится пользователю. Например, чтобы не тратить время на поиск интересного контента, мы подписываемся на тематические каналы в Telegram и Gem4me.

По той же причине очень важна быстрая и стабильная работа приложения. Если оно несколько раз окажется недоступно в самый неподходящий момент, пользователи моментально разбегутся.

Людей, которые вообще не пользуются мессенджерами, очень сложно встретить в современном мире и маловероятно, что вы знаете хоть одного такого человека.

Исключение составляют разве что монахи, космонавты и люди, сознательно включившие режим цифрового детокса. Все остальные хоть один мессенджер, да используют.

Особенно московские менеджеры среднего звена, у которых в день по десять созвонов, пять планерок, две встречи с клиентами и еще надо успеть проверить домашнее задание у ребенка и пересечься вечером с друзьями.

Что должно случиться, чтобы человек изменил своим привычкам и перешел в другой мессенджер? Обычно все идут за новым трендом. Смена трендов происходит медленно и почти незаметно, заметить ее можно только в разрезе десятилетий.

Еще десять лет назад все общались в Skype, а двадцать лет назад — в ICQ. Почему эти сервисы больше не лидеры в своих сегментах? Потому что вышли новые, более функциональные и удобные приложения. Это бесконечный процесс, вечных лидеров не бывает, поэтому когда-нибудь и текущие гиганты уступят свои позиции новым игрокам.

Фото: unsplash.com

Loading

Loading

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (6 оценок, среднее: 2,17 из 5)
Загрузка...

Loading