Россияне создали робота, который может рассуждать

11-09-2020 10:02

Ученые во всем мире пытаются создать искусственный интеллект (ИИ), похожий на человеческий мозг, но обладающий большей скоростью обработки информации. Серьезный шаг в сделали ученые Нижегородского государственного университета имени Лобачевского (ННГУ) совместно с зарубежными коллегами. Они построили модель, имитирующую работу нейронов в гиппокампе — части мозга, которая отвечает, в частности, за память и ориентацию в пространстве.

Современные искусственные нейронные сети копируют структуру биологических систем. В результате они уже превосходят людей в распознавании образов, но пока отстают в когнитивных способностях, то есть в осознании информации, — рассказал корреспонденту «РГ» старший научный сотрудник отдела фундаментальных и прикладных исследований Центра трансляционных технологий ННГУ, кандидат физико-математических наук Валерий Макаров.

Открытие так называемых концептуальных клеток может решить эту проблему осознания. Оказалось, что такие клетки отвечают за абстрактные понятия, а ведь возможность оперирования абстрактными понятиями это и есть основа интеллекта человека или осознания.

Что из себя сейчас собой представляет ИИ? Пока это роботы, реакция которых не выходит за рамки каких-то специальных задач. Увидел, просчитал комбинации, отреагировал согласно заданному алгоритму. Например, как «шахматный» компьютер. Такой ИИ не может размышлять на отвлеченные темы, философствовать, сделать научное открытие.

Если же скопировать мозг человека с помощью, упрощенно говоря, микросхем и создать аналог концептуальных клеток, то новый ИИ уже сможет «рассуждать» абстрактно, обобщая поступающую информацию. Есть возможность оперировать абстрактными понятиями, основой интеллекта человек

Научный прорыв состоит в том, что опровергнута старая концепция нейробиологии. Раньше считалось, что за появление абстрактных понятий в человеческом мозге отвечает сложное и идеально организованное взаимодействие многих нейронов. При этом никто не понимал схему такого взаимодействия.

Нижегородцы доказали, что за абстрактное мышление отвечают вполне конкретные, концептуальные клетки, и показали механизм их взаимодействия с остальными клетками, прежде всего с так называемыми селективными.

Это означает, что уже есть понимание, как конкретно построить искусственный мозг, подобный человеческому.

Фото: twitter.com, vk.com