5 полезных функций, ускоряющих поиск информации в интернете

03-06-2020 11:45

Цель поисковой системы — помочь пользователю найти необходимую информацию, причем сделать это максимально быстро и точно. Для этого постоянно совершенствуются алгоритмы поисковой выдачи и появляются новые функции. Разработчики Яндекса рассказали о нескольких функциях поисковика, ускоряющих поиск ответа — и технических решениях, которые за ними стоят.

Фактовые ответы

Если вы начнете вбивать в поисковую строку запрос «Сколько у мухи лап» или «Площадь круга», короткий ответ появится прямо под вопросом еще до того, как вы успеете обновить страницу. Такие подсказки появляются у тех запросов, на которые можно дать исчерпывающий ответ, как в энциклопедии — даты, формулы, короткие факты.

Но и на некоторые более сложные вопросы поисковик может ответить сам. Таким образом пользователю не придётся выбирать подходящие ссылки и искать данные на стороннем сайте — полезная информация появится над результатами поисковой выдачи.

Это происходит благодаря технологии Fact Snippet 2.0. Сначала она анализирует запрос пользователя и определяет, можно ли дать на него короткий (не больше пары предложений) ответ, а затем ищет нужную информацию в описаниях страниц (модель оценивает близость фрагмента текста и запроса), вычленяет важное и выдает пользователю.

Конечно, это не заменяет полноценный поиск по разным ссылкам, но помогает, если человеку нужно быстро узнать небольшой факт.

Персональные рекомендации фильмов

Недавно поисковик научился на основе истории оценок и просмотров пользователя оценивать его «совместимость» с фильмом и предлагать, что посмотреть. Чтобы получить рекомендацию, можно, например, вбить в строке поиска «что посмотреть», или «комедии» — для каждой категории система предложит несколько лент.

Поисковик советует не просто фильмы с высокой оценкой: если в рекомендованных лентах будет только классика мирового кинематографа, то человек просто не сможет найти себе обычное легкое кино для того, чтобы расслабиться вечером. Поэтому разработчики обучили систему искать такие фильмы, которые пользователь с высокой вероятностью посмотрит и которым поставит хорошую оценку.

Для создания рекомендаций используют подход DSSM — это нейросеть из двух «башен». Одна из «башен» обрабатывает данные о пользователе (историю оценок и просмотров), другая — о фильме (жанр, год и страну выпуска, актеров и так далее). На основе этого «башни» строят описание каждого объекта в виде набора чисел и сопоставляют их, выбирая наиболее подходящие.

Таблица цветов

Если искать в поиске название цвета (голубой или, к примеру, бисмарк-фуриозо), Яндекс покажет вам и как этот цвет выглядит, и как кодируется, и соседние с ним оттенки. Всего таблица состоит из 1010 цветов.

При создании такой системы было сложно разместить цвета в пространстве так, чтобы они плавно перетекали друг в друга — все из-за того, что человеческий глаз по‑разному воспринимает оттенки в зависимости от их соседей.

Чтобы решить эту комбинаторную задачу, цвета раскладывали не в привычном цветовом пространстве RGB, а в CIELAB: там оси координат задают яркость и две пары противоположных цветов (красный-зеленый, синий-жёлтый).

В итоге разработчики создали трехмерную модель, в которой ближайшие цвета расположены рядом друг с другом — пользователи могут перемещаться в нем, подбирая нужные оттенки.

Переводчик в строке поиска

Еще одна функция, ускоряющая поиск — быстрый перевод на другие языки. Он включается автоматически, если в запросе есть слово «перевод» или, например, «по-английски»: поисковик может предложить ответ прямо в поисковой строке, либо сразу в результатах поиска.

Для фраз на иностранных языках поисковик будет предлагать перевод на русский, а для русских слов по умолчанию — перевод на английский. Такие подсказки не заменяют полноценную работу с переводчиком, но могут помочь, если пользователю нужно быстро вспомнить значение пары слов.

Справочная информация

Многие пользователи давно привыкли узнавать данные об организациях прямо на странице поисковой выдачи: адрес, контакты, часы работы. Информация об этом попадает на страницу поисковика из Справочника.

Из-за того, что организации постоянно переезжают, меняют номера или вообще закрываются, в Справочнике постоянно возникают правки. Для автоматизации процесса проверки правок разработчики создали Автомодератор. Это машина, обученная отличать хорошие правки от плохих: например, не пропускать ругательства, которые злоумышленники пытаются добавить в описания организаций, или просто случайные ошибки.

Благодаря Автомодератору проверка изменений данных занимает не несколько дней, как если бы всем занимались люди, а несколько минут — так правки поступают в Справочник, а затем и в результаты поисковой выдачи.

Фото: Yandex

 53,612 Всего просмотров,  17 Просмотров за сегодня

 53,613 Всего просмотров,  18 Просмотров за сегодня

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

 53,614 Всего просмотров,  19 Просмотров за сегодня